7. Источники гражданского права
Развитие гражданского права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источники права». Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.
При употреблении понятия «источник права» обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках добавляется уточнение - «формы».
В своей работе мы постараемся осветить данную проблему, опираясь на последние разработки ученых.
Расположенные с учетом их единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято именовать.
Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь ввиду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие гражданского законодательства только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». В настоящей работе понятие «гражданское законодательство» используется в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от своей юридической силы расположены по определенной строго иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
Особое место в гражданском законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского Кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты призваны, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории Российской Федерации.
По своей юридической силе наиболее важное место занимает часть первая Гражданского Кодекса РФ.
Структура части первой ГК опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.
ГК, как отраслевой кодифицированный законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации.
Другим кодифицированным нормативным актом гражданского законодательства, действующим на территории Российской Федерации, являются Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Однако применение этого нормативного акта нуждается в ряде оговорок.
Следующим кодифицированным нормативным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. Многие положения ГК 1964 г. не утратили своей актуальности и в условиях перехода к рыночной экономике. В силу этого было установлено, что положения ГК 1964 г. к гражданским правоотношениям применяются, если они не противоречат законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 г., и иным актам, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации. Таким образом, как Основы гражданского законодательства 1991 г., так и ГК 1964 г. действуют в настоящее время в той части, которая не перекрывается частью первой ГК.
Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, регулируются специальными основами и кодексами.
Определим систему источников гражданского права в ее целостном и взаимопроникающем понимании.
источниками гражданского права служат писанные и неписаные правила поведения (обычаи) как внутренние (национальные) так зарубежные и международные.
В качестве источников гражданского права можно выделить:
Конституция РФ (т. к. это акт прямого действия, постановление пленума Верховного суда РФ от 31/10/1995 года ? 8 «О некоторых вопросах применения судами КРФ при осуществлении правосудия» РГ 28/12/95).
ГК (Гражданский кодекс).
Иные Федеральные законы которые должны соответствовать ГК.
Указы президента РФ.
Постановления правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти в форме приказов, инструкций, правил и т. п., они должны соответствовать вышестоящим актам.
Ст. 3 ГК - Гражданское законодательство и иные акты содержащие нормы гражданского права. Нормы гражданского права которые могут содержаться в них, не должны противоречить друг другу.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (имплементация).
Постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ (от 1 июня 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».
Обычаи делового оборота (они неписаные и только в предпринимательской деятельности). Под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения не предусмотренное законодательством независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Рассмотрим понятие источников гражданского права более подробно.
Объективные причины (источники) возникновения и существования гражданского права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников гражданского права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты гражданского права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов гражданского контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах.
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов.
Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками гражданского права, если содержат соответствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т. п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т. п.). Указанные акты служат источниками гражданского права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.
Практически в каждой стране существуют гражданско-правовые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками гражданского права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего эти правила представляют собой определенный способ реализации гражданско-правовых норм. Впрочем, судом они в любом случае не защищаются.
Международные договоры служат источниками гражданского права в случае когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.
Среди многочисленных форм (источников) гражданского права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов (нормативные акты).
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Различные виды нормативных актов находятся в соподчинении друг другу. Акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права, и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
Ведущее место среди нормативно-правовых актов занимают законы. Остальные акты создаются на основе и во исполнение законов и поэтому называются подзаконными.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает указы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты».
Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты.
Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) гражданского права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве и функционирования такой отрасли права как гражданское. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм гражданского права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников гражданского права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
При улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Также назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах гражданского права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
Все правовые акты и иные формы действующего гражданского права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Важное значение в понимании работы гражданско-правовой системы имеет понятие классификации и сущности нормативно-правовых актов. Деление нормативно-правовых актов на законные и иные подзаконные акты помогает представить систему соподчиненности нормативно-правовых актов друг другу и выяснить, какими правилами следует пользоваться в первую очередь при решении спорных вопросов. В современных условиях, когда законодательная база в России находится в условиях трансформации, часто возникают ситуации, когда субъекты Российской Федерации издают свои нормативные акты, порой противоречащие по каким-либо аспектам федеральным законам, что вызывает необходимость тщательного отслеживания данных неточностей и корректировки законов с целью обозначения правомерности и приемлемости их содержания.