Оглавление

4. Судебная система Российской Федерации

Особую роль в осуществлении правоохранительной функции государства играют органы судебной власти.

Виды судебных органов в Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону "0 судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

  1. К федеральным судам относятся:
  2. К судам субъектов Российской Федерации относятся:

Председатель Верховного Суда и председатель Высшего Арбитражного суда Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, а заместители председателей этих судов и их члены - Советом Федерации по представлению Президента, учитывающего мнение председателя соответствующего суда и заключение квалификационных коллегий судей этих судов. Судьи всех других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
     Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
     Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов.
     Первая группа - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им.
     Вторая группа - военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях.
     Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что последние создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению. Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом первые выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

По Закону "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.
     В компетенцию мировых судей входят дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении); дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе); споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 минимальных окладов, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.
     Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации"" 2001 г. расширил круг требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи. Теперь судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда может быть гражданин России, достигший 35 лет, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, для других судей (кроме мировых) возраст - 30 лет и стаж работы не менее 7 лет. Предусмотрено также медицинское освидетельствование претендента на должность судьи и более углубленная проверка представленных им сведений. Новый Закон уточняет порядок назначения судей на должность, а также порядок приостановления и прекращения их полномочий; изменяет порядок привлечения судей к уголовной ответственности и вводит административную и дисциплинарную ответственность судей. В состав квалификационных коллегий судей введены представители Президента РФ, законодательного органа субъектов Федерации и члены судейского сообщества.
     Согласно Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"" 2001 г. уточнен порядок наделения полномочиями членов судов, установлен срок, на который избираются председатель и заместители судей (6 лет); отбор кандидатов на должность судей производится на конкурсной основе; установлен предельный возраст для судей судов общей юрисдикции (65 лет).
     Большое значение в развитии судебной системы Российской Федерации имеет Федеральный конституционный закон "О федеральных административных судах в Российской Федерации" 2001 г..

Федеральные административные суды входят в систему судов общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным окружным административным судам.

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
     Порядок образования и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г. с изменениями 2001 г..
     Целью деятельности Конституционного Суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.
     Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда - 70 лет.
     Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.
     Все члены Конституционного Суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.
     Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного Суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного Суда в отставку.
     Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный Суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.
     Конституционному Суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
     Конституционный Суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный Суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.
     Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного Суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.
     Право Конституционного Суда РФ объявлять законы недействительными, подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного Суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного Суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
     Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
     В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного Суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
     Решения Конституционного Суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.
     Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного Суда РФ публикуются в специальном вестнике.
     Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного Суда.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется "Судебная власть", прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

 

Оглавление

Сайт управляется системой uCoz